Cвященно-церковно-служители
|
|
rusgenealogy | Дата: Вторник, 06.04.2010, 08:35 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 4716
Статус: Offline
| Тему буду вести вместе с Сибур, все предки которого были из этого сословия (его тема - Волоколамские священники) О духовном звании - с сайта ВГД. В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию – самостоятельность. В 1589 в церкви появился первый патриарх. В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии.
Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.
В XVIII в. закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись списки невест и желающим давались рекомендации.
В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте.
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.
Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия.
До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты. Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.
Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства.
Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака). Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства. Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленые грамоты. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).
1871 год По мнению Государственного совета, утвержденному царем в 1869 году и дополнениям к нему 1871 года из духовного звания исключены те, кто не имеет священнического сана и не состоит на церковнослужительских должностях: певчие, церковные сторожа, звонари, сверхштатные псаломщики и дети духовенства.
Детям духовенства даны права личных дворян или потомственных почетных граждан, а детям церковнослужителей предоставлены права только потомственных почетных граждан. При поиске генеалогической информации по священнослужителям, стоит искать в архивах следующие документы: ведомость заштатных священнослужителей, вдов и сирот духовного ведомства; ведомость о вдовах и сиротах духовного звания; ведомость о выплате пособий вдовам и сиротам духовного звания; ведомость о священнослужителях и церкви; ведомость о священнослужителях, уволенных от должности, и их семьях; ведомость о священнослужителях; ведомость о сиротах духовного ведомства; ведомость о состоянии и поведении священнослужителей; ведомость о церкви; ведомость о церковнослужителях, находящихся под епитимьей; ведомость о церковнослужителях; ведомость сиротская; ведомость церковная; клировая ведомость; книга записи нарушений по службе; наградной список; некролог; опись прихожан и священнослужителей; переписка о бедных духового звания; переписка о переводе священника... обвиняемого в революционной пропаганде; послужной список священноцерковнослужителей; прошение о посвящении в сан ... и определении в ... церковь; рапорт о бедных духовного звания; рапорт о детях, уволенных в дома родительские, о поведении их и хождении в церковь к службам божьим как требуемые в семинарию и училища; рапорт о детях, уволенных в дома родительские, обучающихся в семинарии и училищах; рапорт о священнослужителях и их семействах; рапорт о священноцерковнослужителях; рапорт о церковнослужителях и их поведении; рапорт об умерших заштатных священниках; сведения о священнослужителях; сведения о семьях церковнослужителей; сведения о состоянии духовенства; сведения о церкви; сведения об увольнении со службы священников и диаконов; список детей, обучающихся в училище (семинарии, церковно-приходской школе); список преподавателей, служащих и учащихся семинарии и начального училища при ней; список учеников с показанием их успехов баллами; список церковнослужителей, вдов и сирот, нуждающихся в пособии; формулярный список ставленника во священнические чины, находящегося при архиерейского дома экзаминаторе; формулярный список учеников семинарии; формулярный список учителей семинарии; штат о священноцерковнослужителях и их детях; штат церкви.
Имеет также смысл почитать «Епархиальные ведомости», часто имеющиеся в архивах и крупных библиотеках. Сегодня нашла очень интересный источник для потомков церковнослужителей -
История Московскаго епархиальнаго управления со времени учреждения Священного Синода (1721-1821) - тут только т.3, часть 1 Скачивайте! Остальные тома не попадались, но и в этом - и быт священников, и правила получения чина и т.п.
Самая важная книга для исследователей этого сословия - (у меня есть т.2)
Наталия
Сообщение отредактировал rusgenealogy - Среда, 19.10.2011, 19:00 |
|
| |
euridica | Дата: Пятница, 25.12.2015, 00:44 | Сообщение # 61 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Добрый день! Собираю исторические данные по церквям и приходам Солнечногорского района. Район вобрал в себя куски Воскресенского, Московского, Клинского и Дмитровского уездов. По Воскресенскому и Московскому удалось найти карты приходов, какие населенные пункты к какому селу приписаны, по Дмитровскому - только схематический план без подписей (нужную часть почти получилось угадать, но попались спорные места), а по Клинскому и того нет. Интересует конец 19-го-начало 20-го века. Возможно ли найти такие списки или карты и если надо смотреть в архиве - то где именно?
Ещё очень интересует село Никольское Клинского уезда на юге у озера Сенеж, недалеко от г.Солнечногорск . На некоторых картах оно мне попадается, но в списках известных церквей района такого села нет. Такое ощущение, что просто сильно промахнулись с местом, где стоит Никольская церковь г.Солнечногорск. Может есть сведения по этому вопросу?
|
|
| |
сибур | Дата: Пятница, 25.12.2015, 07:06 | Сообщение # 62 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Цитата euridica ( ) Возможно ли найти такие списки или карты и если надо смотреть в архиве - то где именно? В ЦИАМ в клировых - фонд 203, оп. 744, но не только там.
Цитата euridica ( ) Может есть сведения по этому вопросу? с. Никольское находилось на противоположном от с. Сенеж берегу о. Сенеж (см. Кусова). В давние времена в его приход входили деревни: Рекино, Рекинцово и Солнечная гора - будущий Солнечногорск. Состав прихода нужного периода найдете в поздних клировых, а сел Никольских в уезде было до черта...
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Пятница, 25.12.2015, 07:08 |
|
| |
euridica | Дата: Пятница, 25.12.2015, 17:17 | Сообщение # 63 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Спасибо большое!
С Никольским разобралась. Оно же Гущино, оно же Хлопово. Церковь там была Никольская, деревянная и в 1874-м вместо неё построили каменную уже в Солнечной Горе, а в картотеке нашей она значится как одна церковь, хотя по географии довольно далеко они друг от друга были. Собственно, хотела я понять, мог ли там родиться священномученик Гусев Федор Евдокимович (родился в 02.02.1875 в селе Никольское Клинского уезда в семье священника). Выходит, что мог, но вероятность не велика, к этому времени записали бы не Никольским, а Хлоповым. Никольских, действительно, очень много, но тех, что к Солнечногорскому району и Клинскому уезду одновременно относятся - вроде всего одно, а меня интересует пока только этот район.
Собственно, осталось проверить в архиве эту дату. И тут такой вопрос - будет ли в описях понятно, какого именно Никольского книги в данном конкретном деле?
И ещё сразу здесь же спрошу про ЦИАМ - если самостоятельно работать, копий не заказывать и заверенных справок не просить - получается, ничего платить не надо? Или заказ дел по описи тоже платный? И в сколько заходов получится просмотреть клировые по примерно 20-ти церквям?
|
|
| |
сибур | Дата: Суббота, 26.12.2015, 01:51 | Сообщение # 64 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Цитата euridica ( ) оно же Хлопово. Вот - это уже очень хорошая привязка! Абсолютно понятная! Часто встречающаяся, чтобы отличить от др. Никольских тех уездов. В начале 18 в. Клинский входил в Дмитровский. А Гущино мне ничего не говорит.Цитата euridica ( ) Собственно, хотела я понять, мог ли там родиться священномученик Гусев Федор Евдокимович (родился в 02.02.1875 в селе Никольское Клинского уезда в семье священника). О, Вы даже знаете дату его рождения! Мне известен лишь год - 1875. Боюсь только, что Федор Евдокимович родился совсем в другом месте - в селе Кочергино Дмитровского уезда у Евдокии Гавриловны (1839 г.р.) и тамошнего попа Евдокима Константиновича Гусева (1837 г.р.). Отцом Евдокима был пономарь Константин Евдокимович Гусев (15.05.1814) из с. Вороново Дм. у. Отцом Константина был диакон с. Ольявидово Дм. у. Евдоким Федорович Гусев (1790 г.р.), а матерью Наталия Ивановна, урожденная Синьковская (1794 г.р.). В общем, я знаю и деда Евдокима Федоровича - это дьячок из с. Горбасьева Клинского у. Артемий Матвеевич.
Цитата euridica ( ) И тут такой вопрос - будет ли в описях понятно, какого именно Никольского книги в данном конкретном деле? Это зависит от того, кому в свое время доверили делать опись. Иногда хочется аплодировать, но чаще так и подмывает руки оторвать.
Цитата euridica ( ) И ещё сразу здесь же спрошу про ЦИАМ - если самостоятельно работать, копий не заказывать и заверенных справок не просить - получается, ничего платить не надо? Все бесплатно, кроме копий.
Цитата euridica ( ) И в сколько заходов получится просмотреть клировые по примерно 20-ти церквям? Смотря какие задачи. На просто просмотр можно потратить и один заход (часов 6), а с выписками растянется во времени. А кем Вам приходится Ф.Е. Гусев? Удачи!
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Суббота, 26.12.2015, 02:05 |
|
| |
euridica | Дата: Суббота, 26.12.2015, 10:29 | Сообщение # 65 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Цитата сибур ( ) Вот - это уже очень хорошая привязка! Абсолютно понятная! Часто встречающаяся, чтобы отличить от др. Никольских тех уездов. В начале 18 в. Клинский входил в Дмитровский. А Гущино мне ничего не говорит. Гущино - это название 17-го века, по крайней мере в кратких исторических справках Солнечногорска оно упоминается. Но мне так далеко не надо пока.
Цитата сибур ( ) О, Вы даже знаете дату его рождения! Мне известен лишь год - 1875. Боюсь только, что Федор Евдокимович родился совсем в другом месте - в селе Кочергино Дмитровского уезда у Евдокии Гавриловны (1839 г.р.) и тамошнего попа Евдокима Константиновича Гусева (1837 г.р.). Отцом Евдокима был пономарь Константин Евдокимович Гусев (15.05.1814) из с. Вороново Дм. у. Отцом Константина был диакон с. Ольявидово Дм. у. Евдоким Федорович Гусев (1790 г.р.), а матерью Наталия Ивановна, урожденная Синьковская (1794 г.р.). В общем, я знаю и деда Евдокима Федоровича - это дьячок из с. Горбасьева Клинского у. Артемий Матвеевич. Дату я взяла отсюда: http://martyrs.pstbi.ru/bin....9XMpBU* Плюс есть краткое (даже слишком) житие здесь: http://www.fond.ru/index.p...._view=3 Служил он далее, как я понимаю, в этой церкви: http://temples.ru/card.php?ID=1640 Только, если место там неверное указано, то и дата может быть ошибочная...
А про Кочергино - это вообще отличная новость! Это точно наш район. А откуда эти сведения?
Сам Ф.Е.Гусев мне никем не приходится, но в Солнечногорском благочинии сейчас ведётся работа по увековечиванию памяти новомучеников района и для начала нужно было хотя бы определить список. Параллельно мой супруг пытается написать диплом об их жизни и служении, хотя бы просто обобщить и систематизировать сведения. Кроме базы ПСТГУ и житийного материала у нас вообще почти ничего нет. Нашли 19 человек, так или иначе сюда относящихся. Сщмч.Феодор был под большим вопросом, если подтвердится, что он родом из Кочергино - это прекрасно, потому что сейчас он ни в Клинских, ни в Дмитровских новомучениках не значится, только в Лотошинских, а они, если и будут вести исследования - то только по периоду его служения.
Собственно, любые сведения собираем как ценнейшие крупинки - фотографии, судьба семьи, жизнь, служение. Сейчас составили карту мест рождения, служения и проживания всех священномучеников на территории Солнечногорского и всех прилегающих районов, пытались найти какие-то точки соприкосновения, теперь пытаемся обрисовать территории приходов по району, нарисовать какую-то картину, как закрывались церкви. Дальше прямая дорога в архив, только пока трудно понять, с какого конца за него браться...
|
|
| |
сибур | Дата: Суббота, 26.12.2015, 11:19 | Сообщение # 66 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Цитата euridica ( ) Дату я взяла отсюда Да, я сначала отписал здесь, а потом погуглил по ФИО и понял истоки Ваших знаний.
Цитата euridica ( ) Служил он далее, как я понимаю, в этой церкви Да, солидарен с Вами.
Цитата euridica ( ) Только, если место там неверное указано, то и дата может быть ошибочная... Место может быть и верным. Знаете, один незатейливый воронежский профессор историк, расписывая биографию моего родственника, все упростил до предела: раз отец этого родственника Волоколамский поп, то и герой биографии родился в Волоколамске. А на самом деле отец этого героя 4 года прослужил в Бронницком селе, пока не умер его отец настоятель Покровского храма в Волоколамске. И там в селе под Бронницами у него и родилась пара пацанов, а когда отец умер, то он занял его место в Покровской церкви через 3 недели... Где и прослужил еще 28 лет. И у меня есть сведения о служении отца Е.Ф. в Кочергине, но сроков я не помню. Вам придется смотреть МК и Кочергина и Никольского.
Цитата euridica ( ) А откуда эти сведения? А сведения из того же ЦИАМа, сложенные в мое древо, где почти 7,5 тыс. душ, преимущественно духовного сословия. Ф.Е. приходится мне дальним свойственником как раз через Синьковских.
Цитата euridica ( ) Кроме базы ПСТГУ и житийного материала у нас вообще почти ничего нет. Беда в том, что эти базы в своей основе содержат данные ГАРФа, а это не сильно надежно. Я видел анкеты советских лет, где люди сознательно врали про свое происхождение. Согласитесь, это лучше расстрела. Хотя и не всегда помогало.
Цитата euridica ( ) Дальше прямая дорога в архив, только пока трудно понять, с какого конца за него браться... Архив - это болото и каторга, правда, сладкая...
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Суббота, 26.12.2015, 13:54 |
|
| |
сибур | Дата: Суббота, 26.12.2015, 14:45 | Сообщение # 67 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| euridica, ха, я нашел свой источник! Нужный Ф.Е., действительно, родился в Никольском, но Сверчково! Вот источник: По клировым Дмитровского уезда за 1899 год (203-744-2543) на 16 пленках Пленка 3 Кочергино Поп Евдоким Константинов Гусев 62, сын пономаря, ок. ВДС, с 02.03.1858 дьячок с. Васильевского Рузского у., с 03.01.1863 переведен в с. Никольское-Сверчково Клин. у., а 09.11.1863 произведен во диакона, а сюда в попы 03.08.1883, набедренник 10.10.1898, медаль в память царя миротворца 14.05.1895, медаль за перепись 06.05.1897 жена Евдокия Гаврилова 60 Дети: Алексей 41, проживает в сельце Поповке Дм. у. Федор 24, уволен из 3 кл. Дмитр.ДУ и находится на военной службе Петр 22,окончил ВифанскуюДС, находится при родителях Парфений 20, псаломщик в с. Никулинском Карамышове Моск. у. Антонина 10 При них внука сирота мещанка г. Дмитрова Пелагия Васильева 6 лет Псаломщик Алексей Михайлов Лебедев 32 жена Марфа Павлова 28 Выписывал конспективно и выборочно - нужное мне. Но реквизиты для проверки есть.
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Суббота, 26.12.2015, 14:51 |
|
| |
euridica | Дата: Суббота, 26.12.2015, 17:37 | Сообщение # 68 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| сибур, огромное спасибо! Обрадуем Клинских коллег это Никольское я точно знаю, церковь там сохранилась. Ну и проверим, конечно, тоже. Вот о чём мы ещё не подумали - что интересные сведения о "наших" церковниках могут быть в клировых любой церкви, где они служили до или после. Кстати, а что мы имеем вместо клировых после 1917 года?
У Вас там случайно Скоробогатовы не пробегали ещё? Наш последний спорный случай - псаломщик и преподаватель ЦПШ Скоробогатов Алексей Семенович, 1889 года рождения. По ПСТГУ - родился в Московская о., Солнечногорский р., д.Середняково, в житии уже село Середниково Волоколамского уезда Московской губернии, в материалах дела (http://orthodox-ruza.narod.ru/skorobogat.htm) - ещё и Ащерино Рузского района. Сын то ли садовника/крестьянина, то ли дьякона, мать - крестьянка. Служил в царской и в Красной армии, известно когда и кем. Тоже не пойму, с какого конца этот клубок распутывать.
|
|
| |
сибур | Дата: Воскресенье, 27.12.2015, 00:54 | Сообщение # 69 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Цитата euridica ( ) Кстати, а что мы имеем вместо клировых после 1917 года? Не знаю. За 7 лет архивных поисков и выписок пришел к выводу об общей деградации общества по мере приближения к 1917. После переворота меня почти не интересуют источники, как правило, это сфабрикованная ложь.
Цитата euridica ( ) У Вас там случайно Скоробогатовы не пробегали ещё? Нет. С таким происхождением... Вероятно, хороший человек, искренне верующий. А мой прадед 1856 г.р. с родовыми корнями в духовном сословии минимум 200-летними, окончивший МДА, посвященный в стихарь. ни дня не служил в церкви. И он не единственный - это явление носило массовый характер. Не в атеизм, а православно, но подальше от храма.
Цитата euridica ( ) Тоже не пойму, с какого конца этот клубок распутывать. Ничем не помогу - мне неинтересно то время.
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Воскресенье, 27.12.2015, 00:55 |
|
| |
uliahramova | Дата: Вторник, 02.02.2016, 20:05 | Сообщение # 70 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Здравствуйте. Занимаясь восстановлением судьбы своего деда Точилина Максима Ивановича получила из архива г.Клин такие сведения. Максим и Никита(умер в младенчестве) рождены и крещены 11 августа 1895 года в Казанской церкви села Кленково. Родители Иван Герасимович крестьянин и жена его Устинья Тимофеевна. Приемники Семен Герасимович и приходской священник Страхов Павел Тимофеевич. Таинство совершал тот же священник. На основании этих сведений осмеливаюсь предположить, что крестные родители были родными братьями родных родителей(одинаковые отчества подчеркнуты) и тем самым делаю вывод,что брат моей прабабушки Устиньи был приходским священником нашего храма. На сайте Вифанской духовной семинарии нахожу сведения: Страхов Павел окончил семинарию в 1878 году. И нахожу еще Страхова Тимофея закончившего эту же семинарию в 1840 году. Опять осмеливаюсь предположить, что это отец и сын. В общем я подозреваю что в моем роду были священники. Помогите с этим разобраться пожалуйста. Сейчас я подала сведения на Ивана Герасимовича и Устинью Тимофеевну на их рождение и венчание. Надеюсь получить еще какие-нибудь сведения.
Добавлено (02.02.2016, 20:05) --------------------------------------------- И еще, ведь священники не могли быть крестными чужим детям-не родственникам? И могли быть крестными своим племянникам.И отчества...неужели это совпадение? На основании этого тоже я решила что Страхов П.Т. брат Устиньи. А у вас там Страховы не пробегали?
Сообщение отредактировал uliahramova - Вторник, 02.02.2016, 21:01 |
|
| |
сибур | Дата: Среда, 03.02.2016, 04:15 | Сообщение # 71 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Уважаемая, uliahramova, начну с конца.
Цитата uliahramova ( ) И еще, ведь священники не могли быть крестными чужим детям-не родственникам? Почему? Запросто могли. И не так редко бывали у крестьянских детей.
Цитата uliahramova ( ) И отчества...неужели это совпадение? Возможно, совпадение. Но, возможно, Вы правы в своем предположении.
Цитата uliahramova ( ) На сайте Вифанской духовной семинарии нахожу сведения: Страхов Павел окончил семинарию в 1878 году. И нахожу еще Страхова Тимофея закончившего эту же семинарию в 1840 году. Опять осмеливаюсь предположить, что это отец и сын. Я назвал бы такое предположение неоправданно смелым. Без отчеств - это авантюра! При такой фамилии - Страховы достаточно распространены в церковном мире.
Цитата uliahramova ( ) А у вас там Страховы не пробегали? В моем древе их мужского пола 13 подмосковных. Из них один Павел, но Васильевич 1855 г.р., который, может, запросто претендовать на место, упомянутого Вами (точнее не скажу. т.к. это очень дальний свойственник). В общем, по Вашим Павлу и Тимофею надо искать отцов в списках учеников Вифании, чтобы сделать какие-то выводы. Тимофея Страхова в моем древе нет.
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Среда, 03.02.2016, 04:17 |
|
| |
uliahramova | Дата: Среда, 03.02.2016, 18:40 | Сообщение # 72 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Да,конечно вы правы. Но все же отчества родителей и крестных совпадают. Буду ждать ответ из местного архива на Устинью.Она меня сейчас больше интересует т.е ее принадлежность к церковной семье. Если етам же укажут кем был ее отец священникои или крестьянином.В общем я пока только предполагаю.Село маленькое было и дворов было мало,людей в деревне мало. И все же мне один батюшка сказал,что чюжим детям священники крестными не шли,это большая ответственность в то время была. Хотя все может быть. Буду ждать ответ. А вам спасибо за отклик. Добавлено (03.02.2016, 18:40) --------------------------------------------- Да,конечно вы правы. Но все же отчества родителей и крестных совпадают. Буду ждать ответ из местного архива на Устинью.Она меня сейчас больше интересует т.е ее принадлежность к церковной семье. Если етам же укажут кем был ее отец священникои или крестьянином.В общем я пока только предполагаю.Село маленькое было и дворов было мало,людей в деревне мало. И все же мне один батюшка сказал,что чюжим детям священники крестными не шли,это большая ответственность в то время была. Хотя все может быть. Буду ждать ответ. А вам спасибо за отклик.
|
|
| |
ок17 | Дата: Среда, 01.02.2017, 21:40 | Сообщение # 73 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Уважаемые форумчане, сориентируйте, пожалуйста, где можно поискать информацию по очень скудным сведениям, что у меня есть о моем прадеде. В семейных преданиях он фигурирует как уникальный для России случай - якобы прадед был цыганом, сбежал из табора, взял имя Иван Костиков, выучился (где? как?) и на рубеже 19-20 века жил в селе Разветье Курской области и был православным священником в местной церкви. Я так понимаю, надо обратиться в Курскую епархию за сведениями?
|
|
| |
сибур | Дата: Четверг, 02.02.2017, 03:53 | Сообщение # 74 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Цитата ок17 ( ) В семейных преданиях он фигурирует как уникальный для России случай - якобы прадед был цыганом Скорее всего - это семейная легенда (сказка, фантазия). Но ничего исключать нельзя - на рубеже 19-20 веков из духовного сословия шел такой отток кадровых представителей (сыновья церковников, особенно попов, массово становились учителями, врачами, чиновниками и т.п. - лишь бы не служить в церкви), что в сословие проникали все кому не лень! В храмах-то кому-то служить надо было.
Цитата ок17 ( ) сбежал из табора На мой взгляд - это чистейшая фантазия! Возможно, в Курских краях еще кочевали таборы (все-таки потеплее), но в Подмосковье цыгане жили в домах еще в 18 в. - это видно из многих документов.
Цитата ок17 ( ) выучился (где? как?) Для того, чтобы стать попом, он должен был окончить духовную семинарию. Однако личных дел в семинариях не вели, только в списках семинаристов могло быть указано, какого отца сын Иван Костиков. Полагаю, что Вам нужно запросить Курский архив или какой-то другой (Орловский?) по соседству, где хранятся клировые ведомости Покровского храма села Разветье Курской области. Там обязательно будет записано, какое уч. заведение окончил Костиков. От этого и двинетесь дальше в своем поиске.
Цитата ок17 ( ) Я так понимаю, надо обратиться в Курскую епархию за сведениями? Попробуйте, только мой личный опыт показывает, что и епархии и сами нынешние церковники в подавляющем большинстве чихать хотели на эти "мирские требы". Удачи Вам!
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Четверг, 02.02.2017, 04:12 |
|
| |
ок17 | Дата: Пятница, 24.02.2017, 16:14 | Сообщение # 75 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| сибур, спасибо огромное за ответ! буду искать!
|
|
| |
nbd2768 | Дата: Вторник, 07.03.2017, 19:21 | Сообщение # 76 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Добрый день! Пытаюсь установить генеалогические корни прадеда, просьба помочь! Известная информация: Никольский Григорий Михайлович - с 19 ноября 1902 года диакон, церк. Покрова Пресвятой Богородицы с. Кудиново Богородского у., 44 г., Вифан. дух. сем. // ЦИАМ, ф. 2127, д. 467, 1904 г., послужной список, лл. 100-102; д. 468, 1906 г., послужной список, лл. 96-98; д. 469, 1907 г., послужной список, лл. 98-100; д. 470, 1908 г., послужной список, лл. 94-96; д. 471, 1909 г., послужной список, лл. 102-104; д. 472, 1916 г., послужной список, лл. 261-263; ф. 707, д. 1002, 1919 г., послужной список, лл. 33-34 Источник:Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013, с. 203
Разумов Сергей Александрович Историография и источники по генеалогии православного духовенства в XVIII–начале XX в Из метрической книги Волоколамского Воскресенского Собора 1890 г. видим, когда в восприемниках встречается сестра матери: «9 апреля родился Николай, крещен 10 апреля; родители: Волоколамского Воскресенского Собора псаломщик Григорий Михайлов Никольский и законная жена его Варвара Иванова; восприемники: учитель церковно-приходской школы при Волоколамском Иосифовом монастыре, окончивший курс в Московской духовной семинарии Николай Михайлов Никольский и сестра матери дочь заштатного соборного пономаря Марья Ивановна Белокурова»169. Из данной записи становится известна девичью фамилию Варвары Ивановой – Белокурова. Из метрической книги 1891 г. видно, что в качестве восприемника был родной брат родителя: «17 октября родилась Капитолина, крещена 20 октября; родители: Волоколамского Воскресенского собора псаломщик Григорий Михайлов Никольский и законная жена Варвара Иванова; восприемники: учитель церковно-приходской школы при Иосифовом Волоколамском монастыре Евфимий Михайлов Никольский и жена диакона Волоколамского Воскресенского Собора Александра Федорова Некрасова».
Никольский Борис Дмитриевич
|
|
| |
сибур | Дата: Среда, 08.03.2017, 04:31 | Сообщение # 77 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Борис Дмитриевич, Вы написали все очень подробно, но так и не сформулировали цель: что же Вы хотите узнать? О Г.М. Никольском мне известно лишь то, что он вроде бы все же стал диаконом. О его родственниках мне ничего не известно. Еще 24.06.1893 у них с Варварой родился сын Петр. А вот о родне Варвары (1871 г.р.) знаю немало. Ее отец - пономарь Воскресенского собора Иван Петрович Белокуров (1831-1904), а мать - его вторая жена Елена Павловна. Родным дядей Варвары был епископ Никодим (Николай Петрович Белокуров, 1828-1877). Ее двоюродным братом был известный церковный историк Сергей Алексеевич Белокуров (1862-1918). Цитата nbd2768 ( ) и сестра матери дочь заштатного соборного пономаря Марья Ивановна Белокурова Эта Мария (1874 г.р.) 27.01.1895 вышла замуж за будущего попа с. Аносьина Звенигородского уезда Александра Васильевича Лаврова. Удачи Вам!
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Среда, 08.03.2017, 06:30 |
|
| |
nbd2768 | Дата: Среда, 08.03.2017, 18:38 | Сообщение # 78 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Начиная с прадеда(Никольского Г.М.), дальнейшая цепочка родственных связей прослеживается относительно легко. Но вот об его братьях(Николай Михайлов Никольский, Евфимий Михайлов Никольский), а тем более предках, информации практически ни какой. Не смог даже найти прадеда и его братьев в списках выпускников "Вифанской духовной семинарии", хотя факт ее окончания везде подтверждается. Надеюсь, с Вашей помощью, добиться лучших результатов в поиске "корней". Возможно, исходя из опыта, сможете сориентировать в последовательности и направлении дальнейших поисков! Спасибо!
Никольский Борис Дмитриевич
|
|
| |
сибур | Дата: Четверг, 09.03.2017, 03:23 | Сообщение # 79 |
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 522
Статус: Offline
| Надеюсь, что Вы уже поняли - Никольскими я не занимался, а Белокуровых изучал (и знаю ИО и годы жизни трехкратной прабабушки Вашей прабабушки Варвары Ивановны), т.к. они мне свойственники, а некоторые молодые - родственники. Моя двоюродная прабабушка вышла замуж 29.07.1862 за Михаила Петровича Белокурова. Кстати, в РГАДА есть фонд 184 - Сергея Белокурова и епископа Никодима. Там письма, дневники, фото.
Цитата nbd2768 ( ) Не смог даже найти прадеда и его братьев в списках выпускников "Вифанской духовной семинарии", хотя факт ее окончания везде подтверждается. Это странно, но, похоже, Ваш предок просто не окончил ВДС, а на последнем курсе подал прошение и женился - оттого и не стал попом, а остался в диаконах. Вот его и нет в списках (хотя эти списки в сети даны не за все годы) ВЫПУСКНИКОВ, но в ЦИАМ в ф. 427 он и его братья обязательно будут присутствовать в т. н. именных списках (ведомостях) учеников за разные годы своего учения. А написано там будет примерно следующее: Петр Никольский, Клинского уезда,села Донхова, Димитриевской церкви, дьячка Ивана Иванова сын, 15 лет, поступил в 1854 Т. е. дано прямое указание на место и чин служения отца. Далее дело техники: взять клировые того села за соответствующий или близкий год, где обнаружится послужной список отца, состав его семьи и проч. У семинаристов личных дел не было, в отличие от учеников академии. Искать Никольских будет трудно - фамилия очень распространенная в духовном сословии, к тому же явно семинарская, т.е. выданная до 1846 предкам в уч. заведении по названию храма, где служил их отец. Такие же фамилии: Покровский, Благовещенский, Воздвиженский, Рождественский и т.п. А потому не удивляйтесь, когда дойдете до ранних предков, что у одного брата фамилия Никольский, а у другого, например, Советов - обычная тогдашняя практика. Удачи!
Дмитровско-Клинско-Волоколамско-Рязанские мы
Сообщение отредактировал сибур - Четверг, 09.03.2017, 03:49 |
|
| |
malahova555 | Дата: Вторник, 25.04.2017, 19:35 | Сообщение # 80 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Здравствуйте! У Вас замечательный и очень информативный сайт! Прошу Вас помочь если это возможно: Я ищу информацию о священнослужителях Никольских Тамбовской губернии, а именно: Никольский Харитон ок 1790 г.р. священник Николаевской церкви с.Слабодки Лебедянского уезда Тамбовской губернии (в точно известном периоде 1827-1838 гг). Он имел сына Ивана Харитоновича Никольского 1812-1814 г.р. он был священником с. Ярлуково Липецкого уезда Тамбовской губернии точно в 1847 г., умер до 1 сентября 1856 г. Учился в Липецком духовном училище с 29.09.1829 по 15.07.1834 г. Его сын Никольский Павел Иванович 1847 г.р. родился в с.Ярлуково Липецкого уезда Тамбовской губернии, окончил Липецкое духовное училище в 1862 г., а в 1868 г. Тамбовскую семинарию. Рукоположен во священники 10.08.1869 г. К Христорождественской церкви с.Усердино Моршанского уезда Тамбовской губернии, где служил до 1891 г. С 17.05.1891г. По собственному желанию перемещен в с. Куравщины Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1904 по 1912 г. Служил священником в Кирсановском Оржевком Боголюбским монастыре. С 1912 г. В этом монастыие служил его сын Вячеслав. Вот пожалуй и все что я знаю о линии Никольских. Пожалуйста если у кого есть сведения по Тамбовской епархии подплитесь Или может подскажите где можно всять сведения кроме Тамбовского архива. Я часто слышу про то, ,то люди в инете находят епархиальные ведомости и др., я как не иссла, так и ничегРивероо не нашла. Пожалуйста помогите советом, ссылкой, или сведениями если есть.
|
|
| |
|