Что было известно в семье и что раскопала я.
На этой страничке Вы шаг за шагом пройдёте со мной все этапы генеалогического исследования семейной ветви Суриковых – от самого начала до...а вот куда нас заведут изыскания, увидим вместе.
Кроме семейных преданий, что девичья фамилия моей прабабушки Евдокии Васильевны (замужем за Летовым) была Сурикова
и было у нее 2 старших брата – Иван и Яков, художники по тканям, единственный документ, хоть как-то подтверждающий связь этой фамилии с моими родными, была полученная в архиве горЗАГСа г. Москвы запись №14 за 1906 год в метрической книге «неизвестной церкви» о рождении сестры бабушки (дочерей Евдокии) – Анны Васильевны Летовой:
что «восприемником ее были: крестьянин Иван Васильевич Суриков...».
Поскольку в этой же справке было указано, что крещение совершил священник Василий Гусев, я довольно быстро (в издании «Московские церковные ведомости», в библиотеке) нашла, что в 1906 году данный священник служил в церкви Преображения Спаса на Наливках*),
около М. Ордынки. Адрес ее лишь подтвердил правильность определения названия церкви – посмотрите на страничке моего сайта о Летовых– они, действительно, жили тогда около этой церкви, в Шапошном переулке. По справочнику «Вся Москва на 1907 год» –(стр.344) находим, что Яков Васильевич Суриков жил рядом–«Шапочный, д. Лысенковой**)»
Позднее в метрической книге уже известной мне церкви Преображения Спаса на Наливках нахожу актовую запись №8 от 25 февраля 1905 года о рождении «19 февраля 1905 года Александры в доме Крашанинникова у крестьянина Рязанской губернии Егорьевского уезда Нечаевской волости д. Тимшиной Василия Алексеева Летова и законной жены Евдокии Васильевой
(паспорт Нечаевской волости от 7 марта 1905 года по 7 марта 1906 года.)» и уточняю актовую запись №14 за 1906 год: «Анна - ноябрь 20 (крещена 21)
в доме Чиликиной у крестьянина деревни Тимышиной Нечаевской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии Василия Алексеева Летова, православного вероисповедания, и законной жены его Евдокии Васильевой, (представлен паспорт родителя из Нечаевской волости от 14 апреля 1906 года на 1 год за № 1929), . Протоиерей Николай Константинов (?),
священник Василий Гусев. Восприемники: крестьянин Московской губернии Волоколамского уезда Тимашевской волости деревни Красикова Иоанн Васильев Суриков и Московской губернии, Клинского узда, Колеевской волости деревни Батуровой крестьянская жена Татьяна Алексеева Трофимова".
Теперь все сошлось: дом Лысенковой –
сейчас д.3 по 2-му Спасоналивковскому (бывш. Шапошному) переулку, сейчас здесь Главный радиочастотный центр. Дом Крашанинникова тоже стоял по Шапошному (теперь 2-му Спасоналивковскому) переулку, был снесен для постройки 14-этажного жилого дома. Дом Чиликиной находился в том же переулочке, теперь это дом д.8 по 2-му Спасоналивковскому
переулку.
По-моему, из московских библиотек я «вытащила» уже все, что только можно. Поскольку тепло, лето все-таки, решили посмотреть на деревню Красиково живьем, поспрашивать там о Суриковых – фамилия ведь не такая частая, как Семенов или Иванов. Как мы с Ларисой съездили в Красиково (КрасикОво, как произносят местные)
я уже отчиталась на странице по родным местам Суриковых. Там я написала, что первая же встречная сразу показала нам на дом Суриковых. Значит, в этой деревне точно жили Суриковы. Поскольку «суриковость» прабабущки как-никак подтвердилась, теперь можно искать дальше! Далее – время архивов. Родной уже ЦИАМ на Профсоюзной.
Любимый фонд 607 - Рузское духовное правление. Дело в том, что, как выяснилось, несмотря на нахождение деревни Красиково в Волоколамском уезде (хоть и на границе с Рузским), в церковь «красиковцы» ходили Рузскую –Богородицерождественскую села Казанова (теперь Шитьково) Волоколамского уезда. Т.е. ревизские сказки надо было искать
Волоколамского уезда (причем госкрестьян, как я выяснила, деревня-то была экономической), а метрики – в Рузском.
Очень, очень долго я пыталась идентифицировать бесфамильных крестьян деревни, вычленяя нужное мне сочетание: некий Василий должен был иметь в начале - середине 1860-х жену Пелагею (знала, что мать прабабушки звали именно так) и,
желательно, дочь тоже Пелагею, приблизительно такого года рождения, чтобы моя прабабушка, родившаяся в 1879 году, могла бы играть с дочкой своей сестры, этой Пелагеи, как было известно в семье. Значит, отнимаем от 1879 года минимальный детородный возраст 14-17 лет (так как не могла же в те суровые времена их мать – Пелагея старшая рожать
детей в течение более, чем 20-ти лет), получаем очень, очень условную дату – 1862-1865 годы. Ищем в замечательном фонде 184 – «Подворные переписи селений Тимашевской волости Волоколамского уезда 1869-1871гг». Выписала всех (!) жителей Красиково в 1869 году - нашлось только 2 сочетания Василий+Пелагея: 1. Василий Дмитриев 63 лет и жена его Пелагея Яковлева
48 лет– но у них есть дочь Федосья 12 лет, а в семье такого имени не слышали; да и даже если она позднее «потерялась», все равно эта Пелагея не смогла бы уже родить мою прабабушку через 9-10 лет, т.к. ей было бы уже 58 лет. 2. Василий Александров 25 лет, жена его Пелагея Яковлева 25 лет, и их дочери: Пелагея 5 лет и годовалая Параскова.
Вот это сочетание уже похоже на то, что мне надо. И старшая сестра прабабушки Пелагея (Поля) подходит по возрасту: если в 1870 году ей было около 5 лет, значит, родилась она где-то в 1864-1866 годах и была старше своей младшей сестры на 13-15 лет. Причем напротив записи о Василии записано: отсутствует на 6 месяцев,
в Москве работает бумажный и тканный материал у купца Новикова. Тем более похоже на «моё» - прабабушка совсем не помнила ничего жизни в деревне, говорила только, что ее родители откуда-то «из-под Рузы» и что она хорошо помнила, как маленькой девочкой сидела на скамейке на бульваре и смотрела, как «бонны гуляют с нарядными детьми».
Похоже, что родилась она уже в Москве или привезли ее в Москву совсем крошечной.
Итак, принимаем за гипотезу, что моими пра-прадедушкой и пра-мпрабабушкой были именно эти Василий и Пелагея. Василий – сын Александра 49 лет и Матрены Николаевой 42 лет из того же списка. Александр – сын Филиппа Иванова 77 лет, вдового уже на тот момент и проживающего
со своей сестрой Степанидой 59 лет. Проверим мое предположение в исповедный ведомостях – если в них в 1865 году в деревне тоже найдется только одно сочетание Василий+Пелагея с маленькой дочкой Пелагеей, значит, нашла я своих!
Заказываем фонд 203, опись 747, дело 1910 – «Исповедные ведомости церквей Рузского уезда за 1865 год».Смотрим:
стр.552 – Исповедные ведомости Богородицерождественской церкви села Казанова. Стр.574 (оборот) – «двор № 71 (не в Красиково, слава Богу!, в приходе этой церкви) – Феофилакт (!) Иванов 69 лет, Степанида 56 лет, Феоф. сын Александр 39 лет, жена его Матрена Николаева 39 лет; сын их Василий 22 лет, жена его Пелагея Яковлева 23 лет, дочь их Пелагея.»
Опять-таки упомянуты «не мои» Дмитриев Василий с Пелагеей и дочкой Федосьей. Ну, жуткое для русского человека имя Феофилакт в деревне, точно, превратили в Филю, а уж чужой переписчик из Фили легко и просто сделал Филиппа. Все-таки перепроверяю сама себя – и нахожу в деле 1540 описи 780 фонда 203 (Метрические книги Богородицерождественской
церкви с. Казанова за 1871 год) – стр. 308 (об) – «Июля 30 дня умре по хрестианской должности и похоронена Василия Дмитриева жена Пелагея Яковлева 42 лет от обжоги в пожаре». Значит эта Пелагея уже никак не могла быть матерью моей прабабушки, родившейся в 1879 году.
11 июля 2007 – продолжение поисков, глава вторая.
Отслеживая по архивам Суриковых, я нашла уже и пра-прадеда Василия Александрова с женой Пелагеей Яковлевой (родителей моей прабабушки Евдокии Васильевны Суриковой) с дочками Пелагеей и Прасковьей. Нашла и родителей Василий Александрова – Александра и Матрену Николаеву. Почему я не пишу сразу имя отца Александра? Да потому что, видимо,
дед Александра, Иван Финогенов что-то не поделил с местным священником и отца Александра назвали ... Феофилактом!1) Поэтому и писцы в ревизской сказке «обзывали» его Филатом, и переписчики при проведении подворной переписи 1869 года именовали его Филиппом, только сам батюшка в исповедных ведомостях называл его имя так, как и должно по святцам: Феофилакт.
Хотя в святцах в тот день были и «нормальные» имена - Лазарь и Афанасий. Одно хорошо (мне!), что, поскольку у этого святого был только один день в году, легко установить день крещения пра-пра-пра-прадеда Феофилакта Иванова - 8 марта по старому стилю. Значит, и родился он на день-два раньше. Хотя и у деда Феофилакта, отца Ивана Финогенова,
имечко было «то еще» - тоже неудобоваримое для русского языка –Афиноген, сокращенное в деревне до легче выговариваемого Финогена 2).
Думала сперва, что несколько поколений моих предков не дружили с приходскими батюшками, но, рассматривая и переписывая все семьи деревни КрасикОво, обнаружила, что, в отличие от не столь уж
далекого Васильевского, где жили Семеновы, жителей Красиково слишком часто «обзывали» такими неудобоваримыми» именами: только в Красиково я встречаю имена Феофилакт, Афиноген, Савостьян, Лаврентий, Феоктист, Леон, Пимен, Хритон, Полит (так и записано в ревизской сказке 1834 года),. К женскому полу батюшки отнеслись не столь жестоко:
в основном обычные для этой местности Пелагеи, Параскевы, Марфы, Ирины, Варвары и Акилины. Хотя встречаются и тут Улиты, Афимьи, Макриды. Не староверы, вроде. И чего на них батюшки взъелись, а? Зато дату рождения и отца Ивана Финогенова можно вычислить без проблем – день Афиногена только один - 29 июля.
Так и дошла я по Суриковым (по мужской только линии, правда) аж до 11-го колена от меня. Хотелось бы теперь все-таки найти и родителей жены Василия, матери моей прабабушки – Пелагеи Яковлевой. А вот с ней-то проблема – она появляется в деревне только как уже жена Василия Александрова, до замужества ее ни в 1858 году
(исповедные ведомости), ни в 1834 году (ревизские сказки) в деревне нет. Ну нет в деревне Пелагеи, отцом которой был бы Яков. Вообще по этой ревизии в деревне есть только один Яков – Сергеев, пасынок Сергея Иванова, внука Хритона Егорова, 38 лет с женой Марфой Семеновой 27 лет и без детей. В 1958 году в исповедных
ведомостях тоже нет ни одной Пелагеи Яковлевой. Пелагей-то полно, но они все «не от того» отца.
А откуда она? Проблема тут заключается в том, что в Красиково жили экономические, то бишь государственные, крестьяне, которые жен-мужей себе выбирали не только в своем селе-деревне, как владельческие (помещичьи), но могли,
познакомившись в церкви или на ярмарке, выбрать себе суженного (-ую) из любой не очень далекой деревни. Не очень далекой потому, что разъезжать-то крестьянам было особенно некуда и некогда: железную дорогу провели к Волоколамску только к 1906 году, а на телеге далеко ль уедешь... Да и куда и зачем? Опять-таки остаются церковь и ярмарка.
А как искать? И кого? Фамилий-то, напоминаю, у крестьян еще не было. Попробуем снова опереться на семейные предания. Место рождения прабабушки мне было неизвестно, знали только, что семья ее "из-под Рузы". Копаясь в разных источниках, обнаружила, что двух бабушкиных сестер крестил Иван Васильевич Суриков, брат прабабушки.
Там же было упомянуто о нем: "крестьянин деревни Красиково Волоколамского уезда Московской губернии". Волоколамский уезд около Рузского. В ЦИАМе обнаружила, что церковь, куда было приписано Красиково, была Рузского духовного правления.
С бабушкиных слов, ее крестил "дедушка-архимандрит". Все,
что о нем мне известно, что он жил не в Москве, приезжал не часто, но очень «празднично» со слов бабушки. Что вхож был в царскую семью, поэтому я с детства слышала от бабушки много рассказов о характерах Николая и его детей (о его жене, Алекс, почему-то никогда ничего не говорилось).
Рассказывала бабушка, что Николай был очень мягкий, вежливый и воспитанный человек (каково это было слышать в советское время о «Николае-Кровавом»!), что дети были очень «милые и тихие». Слово «архимандрит» 3) я слышала с детства, но тогда, естественно, не знала, что оно обозначает один из высоких монашеских чинов –
настоятеля монастыря или руководителя семинарии. Попробуем идти «навстречу» предкам и от архимандрита. Но: метрика бабушки, где мы увидели бы имя этого «дедушки-архимандрита», в семье не сохранилась (прабабушка, которую я еще застала, сама сожгла ее метрику после замужества бабушки в 1919 году), а метрические книги нужного года-церкви -
уже 15 лет "на реставрации". Попробовала заказать ее метрику в платной службе ЦИАМа (а вдруг книги не настолько в плохом состоянии, чтобы им не давали и самим архивистам?). Пока даже не оплачивала, т.к. мне сказали, что выставят счет только если книгу можно прочитать им самим.
Жду пока. Как быть сейчас? Архивы, архивы...
А голова-то мне зачем? Давайте рассуждать. Если архимандрит был двоюродным (или даже троюродным) дедушкой (ну не прямым же – монахи жен-детей не имели) моей бабушки Екатерины, значит, он был или дядей ее матери, Евдокии Васильевны Суриковой, значит, братом одного из ее родителей – матери или отца, или его родители
были братом или сестрой родителей уже Пелагеи. Если братом отца Евдокии – Василия Александрова (Сурикова), то отчество у него должно быть такое же – Александров, да и в списках жителей деревни, в семье, я бы его нашла (я, как говорила, переписываю всех жителей деревни, чтобы дома, спокойно рассмотреть их и поразмыслить).
Исповедные ведомости 1832 года4): «двор 59: Василий Иванов 50 лет, брат его Феофилакт 42, (брат) Стефан 37, сестра их девица Стефанида 32; Васильева жена Матрена Алексеева 51, Феофилактова жена Пелагея Яковлева 39, дети их: Екатерина 19, Александр 15; Стефанова жена Анна Иванова 30, сноха их вдова Дарья Петрова 54,
сын ее Михаил Петров 28, жена его Матрена Леонтьева 29, дети их: Алексей 6, Татиана 4». Смотрю список ревизской сказки 18345) года – отцу Василия, Александру, еще только 10 лет (вот возраст-то писали, а?), сестре его Катерине 14. Рано тут ловить что-то, если и был у Василия брат, то родился он явно позже.
Листаю списки из исповедной ведомости 1858 года: «дв.70 Феофилакт Иванов 62, Стефанида 49, Феофила сын Александр 32, жена его Матрона Николаева 32, сын их Василий 14 лет.» Александру уже 32 года, он женат, его сыну Василию 14 лет. Самое то, но... у Василия нет ни братьев, ни сестер! Значит, архимандрит мог был родным по крови только Пелагее Яковлевой,
да?
Опять проблема в Пелагее Яковлевой. Ну уж мне эта пра-прабабушка! Неуловимая какая-то. Придется тупо пересматривать все села и деревни в радиусе... каком радиусе? Да на расстоянии половины дороги, которую лошадь с телегой одолеет за световой день. Почему так?
Смотрите сами: гостиниц в деревнях не было почему-то, значит,
выехав рано утром (Куда? Зачем?), крестьяне должны были к ночи вернуться домой, так? Значит пол светового дня (точнее, на 3-4 часа меньше, нужно же еще и несколько часов на саму побывку там, куда ехали, иначе чего и тащиться куда-то) на дорогу туда (Куда?), еще половина – дорога домой. А какова скорость лошади по проселочным дорогам?
Возьмем для сравнения скорость передвижения во время хорошо изученных путешествий А.С.Пушкниа: на сайте http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/calendar.html есть данные, что «22 августа (вторник) утром Пушкин отправился из Малинников проселком в с.Мологино (того же Старицкого уезда) и пробыл здесь до
вечера в семье своего знакомого, сельского учителя А.А.Раменского. 23 августа (среда) вечером Пушкин прибыл в Ярополец.» Значит, дорога из села Мологино (ныне Ржевского района Тверской области) до Яропольца Волоколамского заняла у него световой день, а проехал он около 120 км.
Ну, вряд ли крестьянские лошади-трудяги с телегой будут передвигаться
(да еще и явно груженые всей семьей) с той же скоростью, что и «барские» лошади Пушкина, но, как ориентир, цифры пригодятся. (По подворным переписям в 1869 году в «моей» семье было аж 2 лошади, но и народу было 8 человек в семье, причем не факт, что эти 2 лошади у них уже были к моменту «жениховства» Василия.)
Берем среднюю дистанцию, которую лошадь с телегой может одолеть за световой день – около 100 км. Делим на 3 (туда-обратно плюс «побывка»), получаем радиус 25-35 километров от Красиково. Что у нас там? Смотрю на Яндекс-карте: деревни Сапегино (2,5 км.), Иевлево (через Сапегино, 5 км. всего), Юрьево (4,5 км. по дороге или 2 – лесом напрямую),
Васильевское (2 км. пешком по лесу-полю), Новопетровское (2, 5 км.), Матвеевское (3,5), Холстинково(4,5), Жданово (4), Рюховское и Пагубино – по 5, Таболово-7, Судниково -10, Казанова (где церковь)– около 8, Шитьково - 8, Власьево – 6, (все это прихода одной Богородицерождественской церкви села Казанова); Волоколамск (10 км.), Спасс – 8.
Начала «прочесывать» пока исповедные ведомости приходской церкви – Шитьково, Юрьево, Сапегино, Власьево, Шитьково, Таболово, Судниково, Казанова, Куликово, Иевлево (Новопетровского, Матвеевского, Жданово, Холстинково и Пагубино в данном приходе нет (то ли селений таких в это время еще не было, то ли к другому приходу относились – проверять надо).
Васильевское и Куликово отпадают сразу– владельческие, а какой же помещик просто так отдаст на сторону здорового, молодого работника? Изучив все списки бывших и небывших на исповеди в 1858 году прихожан Богордицерождественской церкви (куда входили и жители деревни Красиково), я не нашла ни одной Пелагеи Яковлевой 10-17 лет ни
в одном селе или деревне прихода. Конечно, Пелагеи встречались часто, но, например, жившая тогда в селе Казанова 12-летняя Пелагея никак не могла быть моей пра-прабабкой, т.к. отцом у нее был Иеремия, а у Пелагеи 10 летней из деревни Юрьевой отцом был Наум.
Значит, вероятно, не из этих сел или деревень она родом. Ищем дальше. Надо «примерить» еще и ярмарки. А где в Волоколамском уезде бывали ярмарки? Ярмарки бывали в селах:
Левкиеве, Середе (Стратилатском) – ежегодная, 8 июня; Лотошине и Теряеве (в день Пятидесятницы, 29 июня, 15 августа и 8 сентября ), Черленкове Серединской волости, Спирове Буйгородской волости в 10 верст. от Волоколамска (ежегодная, 21 ноября), Яропольце. Лотошино ну о-очень далеко, Черленково – около 40 км. от Красиково,
Теряево – около 35, Середа в 25, Левкиево - около 30 км. от Красиково,Спирово в 20 верстах, как и Ярополец. Ярополец, известно, владельческое, отпадает сразу. Как и Черленково – по той же причине. Значит, надо смотреть, к приходам каких церквей относились Левкиево, Теряево, Середа и Спирово и искать их исповедки. Но это уже в сентябре
– заказывать исповедные книги Волоколамского духовного правления.
Можно еще попробовать посмотреть в Интернете, кто из архимандритов (не так уж и много должно было их быть одновременно в конце 19-начале 20-го веков, да еще с ограничением по месту рождения – Волоколамский уезд (а может быть, и Рузский?) Московской губернии, живущий не в Москве
(но не очень уж далеко от нее, чтобы изредка навещать родных), вхожий в царскую семью. Набрала просто в Яндексе: «архимандрит родился Волоколамского уезда» - результаты: 1. «Архимандрит Спиридон, Сергей Иванович Комаров, родился в Подмосковье, в деревушке Теряево Волоколамского уезда 20 марта 1927 года.» - неверно, он никак не мог крестить бабушку в декабре 1899 года.
2. «Архимандрит Кронид (Любимов) родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии.» Итак, в Волоколамском уезде в конце 19 века родился только 1 архимандрит, причем именно вхожий в царскую семью, более того, подходящий по возрасту - новомученник Кронид (Константин Петрович) Любимов, последний настоятель Сергиево-Троицкой Лавры, расстрелянный в 1937 году.
Если это он - "дедушка-архимандрит", тогда понятно, с чего прабабушка уничтожила метрику своей дочери, которую крестил такой неудобный советской власти человек.
Что о нем известно в интернете? На сайте Православие современность о нем сказано: «Архимандрит Кронид (Любимов) родился 13 мая 1859 года в селе ЛевкиевоКонстантином. Родители мальчика — пономарь Петр и Агафия ... Один из братьев отца Кронида, Лука,
стал священником ... Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. ....В 1880 г. Константин Петрович Любимов был призван к исполнению воинской повинности...... Вопрос ... должен был решиться 1 ноября в Волоколамске...... очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение....
Проезжая через Москву, Константин останавливался у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала..... В 1895 г. (вычислено мною – 17 апреля –Н.М.) иеромонах Кронид отдал последний долг сыновней любви своей матери Агафии, посетив ее перед кончиной 7).
К тому времени он уже лишился отца, скончавшегося в 1890 г........
Среди духовных чад отца Кронида были известные люди. Он окормлял в духовной жизни профессора Московской Духовной академии А.И. Введенского, был духовным отцом профессора С.-Петербургского Государственного университета путей сообщения Александра Александровича Яблонского, его супруги Ольги Дмитриевны и их сына доцента Сергея Александровича. Великая княгиня Елизавета Федоровна обращалась к архимандриту Крониду ...в своем
письме к отцу Крониду от 7 сентября 1910 г. Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван 8) » Сведения с другого сайта - http://www.fond.ru/book/me4/m4-44.htm уточняют, но в чем-то и противоречат вышесказанным: «Родители его Петр Федорович и Агафия Васильевна ....усердно молились о том, чтобы кто-нибудь из ... детей принял священный сан. Впоследствии Константин стал монахом и наместником Лавры преподобного Сергия, а его брат Лука – священником.»
В Интернете больше ничего не выкопала. Будем ждать до сентября, когда откроются архивы? А если попробовать снова зайти с другой стороны – через позднейшую жизнь Василия Александрова (Сурикова), того времени, когда он в 1869-71 гг «работал материи у купца Новикова»? Ноябрь 2007. Вычитав и выписав множество метрик жителей Красиково,
я поняла -жён, как правило, мужчины Красиково брали себе из других деревень и сел Волоколамского и Рузского уездов (специально выписываю метрики всех бракосочетавшихся в Красиково, уже есть кое-какая статистика). Тут появилась еще одна зацепочка - слабенька, но... вдруг: нашла метрику о рождении бабушкиной сестры, Анны, 1906 г.р., где ее восприемниками были: "...крестьянин Московской губернии
Волоколамского уезда Тимашевской волости деревни Красикова Иоанн Васильев Суриков (брат Евдокии) и Московской губернии, Клинского узда, Колеевской волости деревни Батуровой крестьянская жена Татьяна Алексеева Трофимова." А из клировых ведомостей Волоколамского уезда за 1851 год (ф. 203, оп. 744, д. 2363, СФ) по церквям Успения и Богоявленской бывшего Левкиева монастыря о пономаре Любимове Петре Федорове 1818 г.р. мне стало известно (стр.74 об.), что по исключении из 3-го класса Перервинского училища 7 февраля 1835 года, он был "определен во дьячка Клинскаго
уезда село Кленкова с 7 февраля 1836 года), церкви Казанской Божьей Матери" и "посвящен в стихарь". И только в 1845 году переведен в Звенигородского уезда села Буйгорода церковь Преображения Господа. Оттуда в 1849 - в Успенскую церковь бывшего Левкиева монастыря. Поскольку его жене Агафье Васильевой в 1851 году было 28 лет и у них в этом году старшему сыну Василию исполнилось 10 лет, можно предположить, что поженились они около 1840 года, когда Агафье было 17 лет, Петру 22 года и он был в дьячком в Клинскаго уезда селе Кленкова. Скорее всего и Агафья из тех мест. А ведь я ищу родственные связи жены Василия
Сурикова Пелагеи Яковлевой, неизвестно откуда взятой в Красиково и Агафьи, место рождения которой я тоже не знаю. А тут появляется неизвестная родственница (?) крестьянская жена Татьяна Алексеева из того же Клинского уезда...Почему родственница - насколько мне известно, по всем метрикам моих предков до середины 20 века восприемниками у нас в семье становились только родственники.
Почему так - не знаю, но факт, что до моей мамы все остальные по линии Суриковых (а дошла я до середины 18 века) - крестные были наши же родственники (правда, никогда не родные братья-сестры новорожденных). Сразу возникает вопрос: а чего это я просто не посмотрю свидетельство (метрику) о браке Василия Алексеева и Пелагеи Яковлевой.
Правильный вопрос! Только беда вся в том, что метрические книги Богородицерождественской церкви села Казанова доступны
далеко не за все годы: или их вообще нет в ЦИАМе или "требуют реставрации", что аналогично прямому их отсутствию.
Поскольку уже известно из
Исповедных ведомостей Богородицерождественской церкви села Казанова за 1865 (Фонд 203, оп. 747, д.1910), что в 1965 году у Василия и Пелагеи была уже двухлетняя дочь Пелагея Васильева, поженились Василий и Пелагея не позднее 1862 года. Нахожу Метрические книги (ф.203, оп.745, д. 2154) деревни Красиково (село Казанова, ц. Рождества Богородицы) за 1862 год. Брака Пелагеи Яковлевой и Василия Александрова в записях нет. Ищем дальше. Фонд 203, оп. 747, д.1870,
Исповедные ведомости за 1863 год, стр.635 (об): да, в это время у Василия Александрова есть жена Пелагея Яковлева, но детей еще не указано. Фонд 203, оп. 747, д.183а, Исповедные ведомости за 1861 год, стр.662 (об): Василию Александровну и его жене Пелагее Яковлевой по 19 лет, но детей не указано. Фонд 203, оп. 747, д.1773, Исповедные ведомости за 1858 год, стр.572: Василию всего 14 лет и жены еще у него нет.
Ну вот, временные рамки даты бракосочетания Василия и Пелагеи ограничиваются уже 1859-1861 годами (в исповедных ведомостях указывались бывшие на исповеди за соответствующий прошедший год, так что ищем и в 1861 году тоже).
20 ноября 2007: Получила "Исповедные ведомости Рузского уезда" за 1960 год.
Вот, что там написано на стр.651: "... Феофилакт и Стефанида Ивановы, Феофилакта сын Александр 34,
жена его Матрена Николаева 34, сын их Василий 16." Поскольку данная исповедная ведомость окончена "Сентября 6 дня" 1861, до этого времени Василий женат не был. Еще более сужаем временные рамки брака Василия и Пелагеи: 1860-1861 годы только. 11 декабря 2007: Получила "Метрическую книгу Рузского уезда за 1861 год" (часть 2, села от К до Т) Первой, за №28, идет метрическая книга
прихожан Богородицерождественской церкви села Казанова, в чей приход входила и деревня Красиково. Выписываю "для задела" всех, кто родился, женился или умер в деревне Красиково в 1861 году.
И на стр. 29(об) и 30 - (сочетавшиеся браком) вижу запись №22: "Мая 14 дня Волоколамского уезда деревни Красиковой крестьянский сын Василий Александров, православного вероисповедания, 1 -м браком, 18 лет и Рузского уезда дер. Тархановой крест. девица Пелагея Яковлева, православного вероисповедания, 1 -м браком, 19 лет.
Поручители по жениху дер. Красиковой крестьяне Михаил Петров, Феодор Симеонов и Феофилакт Иванов (дедушка жениха) и по невесте дер. Ивлиевой крестьяне Николай Никитин и Василий Николаев." Ура! Теперь мы знаем, откуда родом Пелагея Яковлева! Узнала и какого прихода эта деревня - села Лужки. Вот саму деревню пока найти не могу.
На Тарханово Яндекс не реагирует, увы! Открываю (с первой страницы этого же моего сайта) сайт Рузского благочиния. Церкви Рузского благочиния в 1914.
Есть: Николаевская церковь с. Лужки. Дальше будет дело только техники - деревня Тарханово не могла быть так уж далеко от "своей" церкви, т.е. от села Лужки.
И известно, что от Рузы она (по Шрамченко) отстояла на 15,
а от села Ащерово (волостного) - на 4 версты, т.е., приблизительно на такое же количество километров.
Выяснила, что Тарханово было затоплено в 80-х годах Рузским водохранилищем, увы!
А места-то старинные: Самый ранний найденный мною источник с упоминанием о Тархвново:
1558/59 г., 1567/68 г., 1622/23 г. - Выпись с книг письма и меры Звенигородского у. кн. Ивана Ростовского и книг письма и меры Рузского у. Михаила Литвинова Мосальского на вотчины Саввина Сторожевского м-ря, составленная в Поместном приказе.
[Л.30] Да в Юрьеве слободе сельцо Тарханово Пречистые Сторожевского монастыря на реке на Рузе, а в нем двор монастырской, а крестьян: во дворе Гарасимко Сальков, во дворе брат ево Илеика, во дворе Фетко Карпов, во дворе Лютой Иванов, во дворе Гаврилко Васильев, да двор пуст. Пашни худые земли сорок чети, да перелогу тритцеть чети в одном поле, а в дву по тому ж. Сена двесте пятьдесят копен.
У Кусова Тарханово тоже описано.
Вот, где было Тарханово до затопления -
10 января 2008 Нашла в ф.607, оп.1, д.1275 (Именные ведомости) на стр. 30(об): "З1 января (1813) женился Рузского уезда экономического ведомства деревни
Тарханова крестьянин Яков Федоров, понял за себя деревни Вишенки
крестьянскую девку Праскеву Семионову, обоих первым браком".
Это уже дедушка и бабушка моей пра-прабабушки Пелагеи Яковлевой!
(продолжение следует) _________________________________________
1) С сайта http://www.spasi.ru/ : «Имя "Филат",
это простонародный вариант греческого по происхождению имени Феофилакт
(переводится на русский, как "хранимый Богом").
Ключевая его форма (Феофилакт) среди мирского населения была достаточно редкой, тогда как довольно
часто встречалась среди монашествующих, которых нарекали так при постриге.
Разумеется, есть Феофилакт и в Святцах, где под именем этим видим епископа и исповедника Никомидийского, память которого совершается ст.8(21) марта.»
2) С сайта http://mirslovarei.com/
Мир словарей: «Отчество от упрощенной речевой формы Финоген из церковного мужского имени Афиноген (др.-греч. athenogenos - 'происходящий от Афины').»
3) С сайта http://mirslovarei.com/content_rel/Arximandrit-87.html «Архимандрит - Монашеский чин в христианстве.
В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.»
4) ЦИАМ ф.607, оп.1, д.1629 Исповедная ведомость Богородицерождественской ц. с.Казанова Руз. у. (дер.Красиково) 1832 г.
5) ЦИАм ф.51, оп.8, д.212. Ревизские сказки Волоколамского уезда (Тимашевская волость) 8 ревизии, 1834 года, стр. 409 (об) и 410:
«Семья 7: Степан Финогенов 57 лет по прошлой ревизии, умер в 1833г., Степанов брат Иван Финогенов 52 лет по прошлой ревизии, умер в 1829г.,
Ивана Финогенова 1-ый сын Василий 43 лет ныне, Ивана Финогенова 2-ой сын Филат, 38 лет ныне, Филатов сын Александр, 10 лет;
Филата Иванова жена Пелагея Яковлева 41, его дочь Катерина 14 лет.»
7) Письмо иеродиакона
Кронида к иеромонаху Никону (Рождественскому), 1880, дек., 20. // Российская государственная библиотека (далее РГБ).
Рукописный отдел. Ф. 766. Кронид (Любимов). Картон 2. Ед. хр. 12. — Л. 1-3.
8) Елизавета, Великая княгиня. Письмо к архимандриту Крониду (1910 г.) // РГБ. Ф. 766. Кронид (Любимов).
Картон 2. ед. хр. 28. — Л. 1, 1 об. ------------- *)
Спасопреображенская церковь начала строиться прихожанами в 1713 г., но из-за запрещения
Петром 1 каменного строительства по всей России ради его "парадиза", ее удалось закончить
только в 1738 г. Храм был разрушен в 1929 году, на его месте был выстроен жилой комплекс для
кооператива "Замоскворецкий рабочий".
|